Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большое внимание развитию математических способностей уделяется в ФГОС НОО. В стандарте второго поколения говорится, что формирование математических способностей – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся математических способностей. Все уроки из курса начальной школы в той или иной степени способствуют развитию способностей. Но именно математика является тем учебным предметом, где можно в большей степени реализовать все виды универсальных действий. Если учителя начальных классов хотят, чтобы их дети учились увлеченно, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, то достичь этого можно путем включения нестандартных задач, которые выходят за рамки учебного материала.
Кроме системы типовых задач, решать которые обязан уметь каждый ученик, в обучении все чаще стали встречаться и такие задачи, которые не укладываются в эту систему. Одними из таких задач являются проектные задачи.
Анализ научно-педагогических исследований ряда авторов (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе дает основания для разработки новой образовательной технологии, которую обозначили как «проектно-задачная технология обучения». (9, С.9)
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлага¬ются все необходимые средства и материалы в виде набо¬ра (или системы) заданий и требуемых для их выполне-ния данных.
Актуальность применения проектных задач в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей. Осуществление проектно-исследовательской деятельности является актуальной проблемой в школьном образовании зарубежных и российских школ. Повышение способности и готовности учащихся к самостоятельной и творческой работе улучшит образовательный и воспитательный процессы в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс проектных задач по математике в начальной школе.
Объект исследования: процесс изучения математики в начальной школе.
Предмет исследования: возможности использования проектных задач на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Описать особенности познавательной активности учащихся младшего школьного возраста;
2. Дать характеристику понятию «проектная задача»;
3. Описать методические основы использования проектных задач на уроках математики в начальной школе;
4. Изучить опыт работы учителей по проблеме исследования;
5. Разработать комплект проектных задач по математике в начальной школе.
Методологической основой исследования являются основные принципы педагогики, такие как гуманизации, культуросообразности, принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся, принцип профессиональной целесообразности.
Методы исследования избраны с учетом специфичности предмета и объекта исследования, отвечают целям, задачам работы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, её обобщение в виде глав и параграфов работы, изучение и сравнение опыта педагогов.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в работе была изучена научно-педагогическая, методическая, периодическая литература о теме исследования, которая показала, что проектные задачи в начальной школе имеет существенное практическое значение и активно внедряются в образовательный процесс учителями начальной школы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанная комплекс проектных задач по математике может быть использована в качестве основы в процессе школьного образования как в урочное, так и внеурочное время.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка используемых источников, приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Развитие математических способностей у учащихся начальных классов
Все способности делятся на разные группы в зависимости от времени их образования или их направленности. Психологи, в том числе и В. А. Крутецкий [16], выделяют природные и приобретенные способности. Основное их отличие в том, что в отношении первого вида ученые подтверждают, что все таланты появляются на основе задатков, а относительно второго - полностью опровергают эту теорию. Приобретенные – это те способности, которые формируются под непосредственным влиянием социума и окружающих условий.
Для усовершенствования способностей необходимо учитывать такие особенности [18]:
- без включения в деятельность развитие невозможно;
- формирование многогранных способностей возможно лишь при разнообразных по способу и содержанию действиях;
- чем раньше будут созданы все условия для усовершенствования, тем лучше будет результат.
При формировании способностей следует уделить особое внимание воспитанию характера человека и его отношению к окружающим. Только при взаимодействии с окружающими можно раскрыть все задатки. Что такое угасание способностей, можно увидеть после чрезмерного «захваливания» человека.
Математические способности детей, как и другие стороны их личности, находятся в процессе становления и связаны с ходом возрастного развития. Возрастные особенности имеют самое непосредственное отношение к формированию способностей и индивидуальных различий по способностям. Очень важно именно в связи с вопросом о способностях не упускать из виду, что каждый детский возраст имеет свои особые, неповторимые достоинства [7].
Именно в детские годы, по мнению В. А. Крутецкого [16], у каждого нормального ребенка наблюдается необыкновенная любознательность (так называемый возраст «почемучки»), свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения (выступающая, в частности, в творческих играх), некоторые черты ясности, конкретности мышления и так далее. В этом плане младший школьный возраст, начальные годы собственно учения − это период накопления, усвоения по преимуществу. Остановимся чуть подробнее на возрастных особенностях младших школьников и их развитии для развития способностей.
С точки зрения педагогов, младший школьный возраст − это самый послушный возраст в жизни человека. Такие психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе, представляют собой как бы залог обучаемости и воспитуемости. С этими особенностями связан процесс быстрого приобщения детей к культуре, к ее исходным элементам.
Таким образом, острота, подвижность восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, быстрота привыкания создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики детей.
В младшем школьном возрасте дети удивительно легко осваивают очень сложные умственные навыки и формы поведения. Дети этого возраста на короткое время могут быть замечательными собеседниками взрослого, активными и отзывчивыми. Их рассудительность, способность к умозаключениям бывает поразительна. Но их возрастная наивность проявляется в том, что они не расположены задумываться о сложностях, находящихся за пределами их мирка, и не осознают ограниченности своих высказываний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаклеец, В. В. Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников / В. В. Балаклеец // Молодой ученый. 2017. — № 4 (138). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38631/ (дата обращения: 9.04.2021);
2. Белошистая, А. В. Методика обучения математики в начальной школе / А. В. Белошистая - М. : ВЛАДОС, 2005 – 425 с.;
3. Бычков, А. В. Метод проектов в современной начальной школе. – 2-е изд., доп. / А. В. Бычков. - М.: АБВ-Издат, 2018. – 100 с.;
4. Воронцов, А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения / А. Б. Воронцов // Начальная школа. – 2007. – №6. - [Электронный ресурс] – URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608 (Дата обращения 10.04.2021);
5. Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2-х выпусках. Выпуск 1. ФГОС / А. Б. Воронцов, О. В. Раскина, С. В. Клевцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.;
6. Гороховцева, Л. А. Проектные задачи как средство формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики в начальной школе / Л. А. Гороховцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 25–29. - [Электронный ресурс] – URL: http://e-koncept.ru/2017/770279.htm (Дата обращения 15.05.2021);
7. Дрозина, В. В. Особенности обучения младших школьников решению нестандартных (олимпиадных) задач / В. В. Дрозина // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №11. – С. 34-37;
8. Елизаров, А. А. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат. / А. А. Елизаров, М. Н. Бородин, Н. Н. Самылкина. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 64 с.;
9. Зайцева, С. А. Активация математической деятельности младших школьников / С. А. Зайцева // Начальное образование. – 2009. - №1.- С. 12 – 19;
10. Зырянова, Л. Н. Метод проектов на уроках математики в 4 классах // Организация проектной деятельности в современной школе: сб. науч.-метод., тр. / под ред. В.Л. Пестеревой; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2006. – 214 с.;
11. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2. – С. 34-37;
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.;
13. Калайджян, Т. В. Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе / Т. В. Калайджян, А. В. Шевцова // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9412/ (дата обращения: 12.04.2021);
14. Киселева, И. Н. Проектная задача по математике в 4 классе / И. Н. Киселева. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/254557-proektnaja-zadacha (Дата обращения 17.05.2021);
15. Коваленко, О. А. Наука и школьная практика. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О. А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2 С. 83–87;
16. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий − М., 2000. – 412 с.;
17. Полат, Е. С. Метод проектов: типология и структура / Е. С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 9–17;
18. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.;
19. Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: ПГИРО, 2014. — 64 с.;
20. Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник. Часть 1 / Составитель В. Г. Смелова. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 112 с.). – М., 2020;
21. Рычкова, А. Г. Проектные задачи на уроках математики в начальной школе / А. Г. Рычкова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – №2. - С. 202-205;
22. Cуслов, В. Н. Проводим расследование. Проектные задачи. 3–4–5 класс : учебно-методическое пособие / В. Н. Суслов. — Ростов-на-Дону : Легион, 2013. – 108 с.;
23. Трунова, А. И. Практические аспекты применения проектных задач в обучении математики / А. И. Трунова // Официальный блок педагога. – 2013. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detkimal.ucoz.ru/ (Дата обращения 15.05.2021);
24. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / В. Ф. Фектистова. - Волгоград: Учитель, 2011. — 142 с.;
25. Чумакова. И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / И. А. Чумакова. – Глазов, 2012. – 32 с.